Феномен «Черного квадрата»: 12 фактов об одном из самых провокационных произведений искусства

Есть произведения искусства, которые знают все. Ради этих картин туристы стоят в длинных очередях в любую погоду, а затем, попадая внутрь, просто делают Селфи на их фоне. Однако, если спросить у туриста, отразился от группы, почему он так рвется посмотреть на шедевр, — он вряд ли объяснит, ради чего он страдал, толкался и мучился с фокусным расстоянием.

Чаще всего дело в том, что из-за постоянного информационного шума вокруг конкретного произведения забывается сама его суть.
Полотно Казимира Малевича «Черный квадрат» является, пожалуй, самым известным и спорным произведением российского искусства и при этом самым узнаваемым на Западе. Можно даже утверждать, что в европейских критиков российское искусство ассоциируется ни с Карлом Брюлловым и Ильей Репин, а именно с Малевичем. При этом, к сожалению, мало кто из посетителей Третьяковской галереи может четко сказать, чем же так известно это полотно.

Казимир Малевич (1879 — 1935) «Автопортрет». 1933.

1. Это не «Черный квадрат», а «Черный квадрат на белом фоне»

И это важно. Этот факт следует запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать ее как-то неприлично.

К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915. Сохраняется в Третьяковской галереи

2. Это не квадрат

Сначала художник назвал свою картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь прямых углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму. Хотя, конечно, пользоваться линейкой умел.

3. Зачем Малевич нарисовал квадрат?

В своих воспоминаниях художник пишет, что сделал это бессознательно. Однако развитие художественного мнения можно проследить по его картинах.
Малевич работал чертежником. Неудивительно, что сначала его захватывал кубизм своими правильными формами. Например, картина 1914 года — «Композиция по Джокондой». Здесь уже появляются черные и белые прямоугольники.

«
Мона Лиза », она же« Джоконда »
Затем, при создании декораций для оперы «Победа над солнцем», появилась идея квадрата как самостоятельного элемента. Однако картина «Черный квадрат» появилась только через два года.

4. Почему квадрат?

Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника, круг и крест является уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей — крест.
Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом». Все вместе они составили основу новой художественной системы, но верховенство всегда было именно за квадратом.

«Черный квадрат» — «Черный круг» — «Черный крест»

5. Почему квадрат черный?

Для Малевича черный — это смешение всех существующих цветов, в то время как белый — отсутствие какого-либо цвета. Хотя, это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, как в школе рассказывали, что черный цвет поглощает другие, а белый — соединяет весь спектр. А потом мы делали опыты с линзами, рассматривая полученную радугу. Но в Малевича все наоборот.

К. Малевич «Черный квадрат». Фрагмент. Здесь видно, что полотно покрылось кракелюром. В некоторых местах просвечивает краска предыдущей композиции, которая была закрашена художником.

6. Что такое супрематизм и как его понять?

Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «высокий». То есть, по его мнению, это течение должна была стать вершиной всех творческих поисков художников.
Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.

К. Малевич «Супрематизм». 1916. Пример одной из многих супрематических композиций художника.

Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обивателей. Например, полотна малых голландцев когда были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким содержанием произведений.

Ян Давидс где Хэм «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века. Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон — символ умеренности.

Эта стройная система разрушается при знакомстве с картинами авангардистов. Здесь не работает система «красиво — не красиво», «реалистично — не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на холсте. Хотя на самом деле в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, гораздо сложнее.

7. Неужели только Малевич был таким умным?

Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины. Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 — 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.

Хильма аф Клинт. Из серии SUW (Звезды и Вселенная). 1914 — 1915 годы.

Однако, именно в Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения — кубизма, где предметы дроблятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно. В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии.

Пабло Пикассо «Три женщины». 1908. Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от формы-прототипа — человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника, который как создал свое произведение с помощью топора. Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за пределы.

8. Как квадрат может быть подвижным?

Несмотря на внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамичных в истории русского авангарда.
По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон — бесконечное пространство. Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.
Так что фон и форма неотделимы друг от друга: Малевич писал, что «самое главное в супрематизме — два основания — энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)

9. Почему в «Черного квадрата» две даты создания?

Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор на обратной стороне написал 1913. Это было сделано, пожалуй, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции. На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем», и в его эскизах, действительно, был черный квадрат как символ этой победы.
Но в живописи замысел был воплощен только в 1915 году. Картина была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы. Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и был прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.

Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу

10. Почему «Черный квадрат» есть и в Эрмитаже, и в Третьяковци?

Малевич несколько раз обращался к теме квадрата, так как для него это самая супрематическая форма, после которой в порядке важности идут круг и крест.
В мире существует четыре «Черных квадрата», однако они не являются полными копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.

«Черный квадрат». 1923. Сохраняется в Российском музее

Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 годы уже в то время покрылся ситочкой трещин, кракелюром. Художнику идея не понравилась, он отказался, но потом передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.

«Черный квадрат». 1929. Сохраняется в Третьяковской галереи

Последнее повторение было создано вероятно в 1931 году. Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в 1993 году какой-то гражданин не пришел в самарське отделения Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Более загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картина стала принадлежать банку. Но ненадолго: он банкротом в 1998 году. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.

«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Сохраняется в Эрмитаже
Так, первая картина 1915 года и третий вариант 1929 хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант — в Российском музее, а последний — в Эрмитаже.

11. Как современники отнеслись к «Черного квадрата»?

Если надежды на понимание творчества Малевича уже не осталось, не стоит грустить. Даже последователи российского авангардиста не до конца осознавали глубокий замысел художника. К нашему времени пришли дневники одной из современниц мастера — Веры Пестель. Она пишет :
«Малевич написал просто квадрат и закрасил его сплошь розовой краской, а другой черной краской и потом еще много квадратов и треугольников разных цветов. Ошатной была его комната, вся пестрая, и хорошо переходить глазу с одного цвета на другой — все различной геометрической формы. Как спокойно было смотреть на различные квадраты, ничего не думалось, ничего не хотелось. Розовый цвет радовал, а рядом черный тоже радовал. И нам понравилось. Мы тоже стали супрематисты ». (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 144-145)
Это все равно, что сказать о натюрмортах малых голландцев — зачем вдумываться.
Впрочем, есть и более понятны замечания. При том, что не все понимали философский подтекст полотна, его значимость все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизм:
«История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами — ноль!»(Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).
Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства», был крайне возмущен выходкой Малевича, но все равно понимал значение, которое приобрела картина:
«Черный квадрат в белом обрамлении — это и есть и« икона », которую господа футуристы предлагают вместо мадонн и бесстыдных Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем гадость запустения … ». (Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. С «Малевич о себе …». Т.2. С.524)
В общем, картина произвела двоякое впечатление на современников художника.

12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?

Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства в том, чтобы придумать что-то совершенно новое, суметь это разрекламировать, а потом дорого продать.
Например, черные квадраты рисовали и к Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткоректним названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Большая тьма». Но именно российский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее в течение нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.

Роберт Флад «Большая тьма». 1617.

Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882