Влияет окружающую среду на уровень IQ?

Как думаете, какое влияние окружающей среды оказывает на интеллект? В научном сообществе уже не первое десятилетие не утихают споры сторонников генетического детерменизма ( «во всем виноваты гены») и тех, кто считает, что ключевым фактором для развития интеллекта является окружающая среда.
Истина, следует считать, лежит где-то посередине: согласно результатам исследования 2018 года, окружающая среда может изменять экспрессию ключевых генов в мозге, воздействуя на интеллект гораздо больше, чем считалось ранее. Ученые из Берлинской клиники Шарите (Charité — Universitätsmedizin Berlin) проанализировали характеристики ряда генов среди 1500 здоровых подростков и сравнили полученные результаты с показателями интеллекта и различными неврологическими особенностями.

Исследователи сосредоточились на генах, отвечающих за предсказания вознаграждения в той части мозга, которая принимает решение — полосатом теле. Полученные результаты обнаружили прочную связь между эпигенетическими модификациями одного конкретного гена и общим уровнем интеллекта, предполагая, что опыт влияет не только на работу мозга, но и на то, как на базовом уровне функционируют гены.
Экспрессия генов — это процесс, в ходе которого наследственная информация от гена превращается в функциональный продукт — РНК или белок.

Что такое эпигенетика?

Область эпигенетики — это научное изучение унаследованных изменений в экспрессии генов (активные и неактивные гены), которые не связаны с изменениями в основной последовательности ДНК. Ученые давно знают, что когда речь заходит об интеллекте, мы не рождаемся с жестко заданным набором умственных способностей. Скорее, эти способности по-прежнему зависят от факторов окружающей среды по мере развития детей. Если дети живут в богатой ресурсами среде с любящей заботой родителей, у них гораздо больше шансов стать умными и всесторонне развитыми, чем если бы они росли в ужасающей нищете, сталкиваясь с пренебрежением или откровенным насилием.
Исследование такого рода необходимы для того, чтобы помочь нам понять, как факторы окружающей среды могут влиять на умственные способности, приобретенные подростками в детстве и юности. Это особенно актуально в условиях продолжающегося изменения климата, которое может спровоцировать целый каскад экологических катастроф — от экстремальных погодных условий к неврожаив и длительных засух на большей части планеты.
«Стресс и неблагоприятный жизненный опыт являются примерами факторов окружающей среды, которые могут влиять на активность генов, приводя к структурным изменениям в нашем геноме», — пишут авторы исследования. Эти «эпигенетические изменения» позволяют генома человека адаптироваться к окружающей среде, позволяя нашей ДНК передаваться следующему поколению клеток, а также передавать информацию, которая определяет, будет ли активирован конкретный ген и при каких условиях.

Эпигенетика стала большой новостью в генетике, поскольку позволяет ученым исследовать удивительную связь между генетическими функциями и изменениями окружающей среды.
«Раньше мы могли наблюдать связь между стрессом и когнитивными показателями, особенно в отношении активности дофамин-контролируемой системы вознаграждения в мозге», — объясняет доктор Якоб Каминские, ведущий автор исследования из департамента психиатрии и психотерапии клиники Шарите. Вызванная окружающей средой активность генов теперь присоединяется к ряду других факторов, которые, как известно, влияют на результаты тестов IQ, таких как бедность и генетическая конституция.

Стресс и окружающую среду

Например, во время сильного стресса, такого как постоянная угроза насилия или плохое питание, физиологические изменения в организме могут изменить работу генов, добавив или удалив химическую группу, которая эффективно отключает или включает их. Стресс в детстве, как известно, влияет на когнитивные способности по мере взросления, хотя то, насколько он связан с неврологическими изменениями и насколько может быть эпигенетическим, просто определить.
Как пишет издание Science Alert, c большой натяжкой можно сказать, что любой единичное эпигенетическая изменение обрекает нас на жизнь в богатстве, болезни или — в данном случае — интеллектуальном превосходстве. В отличие от других воздействий окружающей среды, эпигенетические изменения гипотетически могут передаваться будущим поколениям.

В работе, опубликованной в журнале Translational Psychiatry, ученые смогли наблюдать, как индивидуальные различия в результатах теста IQ связаны как с эпигенетическими изменениями, так и с различиями в активности мозга, находится под влиянием окружающей среды. Тестирование интеллекта и споры давно идут рука об руку, часто имея под собой веские причины. Однако, когда мы задаемся вопросом о том, является ли человеческий интеллект наследственным, сформированным воспитанием или результатом усилий и усердия, точного ответа на сегодняшний день дать нельзя.